Холод-Магазин
Сервис автоматического заказа холодильного оборудования и компонентов в Республике Казахстан
По будням c 8.00 до 16.00 МСК
Казалось бы каждый холодильщик знает о том, что такое ТРВ с MOP. Однако практика показывает, что между механиками, монтажниками и даже проектировщиками регулярно возникают споры относительно того, зачем нужны ТРВ с MOP, как именно они работают и в каких ситуациях целесообразно их использовать. Чтобы прояснить этот вопрос обратимся к типам заправки термобаллонов:
Управляющий тракт с заправкой MOP содержит ограниченное количество жидкости, заливаемое в процессе изготовления ТРВ таким образом, чтобы при достижении температурой термобаллона определенной величины (называемой температурой MOP), вся жидкость, находящаяся в термобаллоне, испарилась. При превышении температуры MOP, если температура термобаллона продолжает расти, давление в термобаллоне больше не меняется, поскольку в нем больше нет жидкости. Таким образом, при температуре на выходе из испарителя превышающей температуру MOP, давление в термобаллоне почти равно давлению при температуре на выходе из испарителя равной температуре MOP, тоrда как при традиционной жидкостной заправке давление в термобаллоне было бы гораздо выше. Это означает, что при температуре выше температуры MOP, ТРВ будет закрыт больше, чем если бы он был оборудован трактом с обычной универсальной заправкой.
Для чего нужна заправка MOP? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале напомним, что при повышении температуры испарения на 1 rрадус холодопроизводительность повышается примерно на 3…5%. Теперь представим себе, что холодильная установка работает при температуре испарения -30° C. Это означает, что испаритель время от времени полностью покрывается снежной шубой и ero абсолютно необходимо периодически размораживать. Однако, чтобы произвести разморозку, каким бы ни был способ оттаивания, нужно будет обязательно поднять температуру испарителя (а, следовательно, и давление в нем) выше 0 С. Таким образом, при запуске после оттаивания давление испарения повысится на величину, соответствующую приросту температуры по сравнению с рабочей не менее 30° С!
Допуская, что средний прирост холодопроизводительности в нашей установке составляет 4% на 1 градус повышения температуры испарения (прироста давления испарения), мы получим резкое увеличение холодопроизводительности в момент запуска на 30×4=120%.
Во избежание отключения установки предохранительным прессостатом ВД конденсатор должен быть подобран таким образом, чтобы отдать огромное количество тепла, поступающего в него вместе с хладагентом в результате резкого (более чем в два раза) увеличения холодопроизводительности, которое будет иметь место в течение всего периода выхода установки на установившийся режим работы до тех пор, пока давления испарения вновь не достигнет номинального значения, соответствующего температуре испарения 30° C. Таким образом, только для тогo, чтобы обеспечить запуск установки после размораживания (или после остановки), нужно иметь очень сильно переразмеренный по отношению к номинальному режиму конденсатор со всеми отрицательными моментами, которые при этом появляются.
Существует и другая серьезная проблема. В самом деле, в течение всего периода выхода на номинальный режим компрессор должен перекачивать гораздо больший, чем на номинальном режиме, массовый расход хладагента. Следовательно, он должен получать гораздо больше энергии и потреблять гораздо больший ток. Это означает, что электродвигатель также должен быть сильно переразмерен, и в этом случае появляются новые проблемы, особенно для герметичных и полугерметичных компрессоров!
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что при работе установки, оснащенной термостатическим ТРВ, с температурой испарения значительно выше номинальной (например, при заморозке после оттаивания), в течение всего периода выхода на номинальный режим и перехода от повышенного давления испарения к номинальному (то есть во время переходного режима), будет повышаться мощность, потребляемая мотором компрессора (с опасностью отключения компрессора тепловым реле или защитой, встроенной в электродвигатель), а также количество тепла, которое выделяется на конденсаторе (с опасностью отключения компрессора предохранительным прессостатом ВД). Для предотвращения таких опасностей достаточно оrраничить сильный рост давления испарения после оттаивания.
Итак, что происходит если ТРВ имеет заправку MOP?
Пройдя точку MOP, вся жидкость, содержащаяся в термобаллоне, испаряется и сила открытия ТРВ достигает своего максимума. Если давление испарения будет стремиться к дальнейшему росту, результирующая сила, действующая снизу на мембрану ТРВ, обусловит eгo закрытие. Следовательно, давление испарения ни в коем случае не может быть выше точки MOP и поставленная цепь достигнута.
Таким образом, мы увидели, что ниже точки MOP ТРВ работает вполне нормально, поддерживая постоянный перегрев. При достижении точки MOP вся жидкость в термобаллоне испаряется и ТРВ больше не может продолжать открываться. Это означает, что после прохождения этой точки испаритель не будет больше нормально подпитываться жидкостью и перегрев начнет возрастать. Напротив, ТРВ с обычной заправкой управляющеrо тракта будет продолжать открытие, чтобы поддерживать постоянный перегрев.
Итак, в течение всего переходного режима заправка MOP ограничивает поступление жидкости в испаритель препятствуя опасному росту температуры испарения выше температуры MOP. Рассмотрим предыдущий пример (давление испарения на номинальном режиме соответствует -30 °С) и предположим, что теперь установка оснащена ТРВ с заправкой MOP, который настроен, скажем, на температуру MOP -25 °C. В такой установке после размораживания давление испарения не сможет подняться до величины, соответствующей 0 °С, как раньше, а останется на уровне -25° C в течение всегo периода выхода на номинальный режим. В этом случае прирост давления испарения по отношению к номинальному уровню совсем немногo может превысить величину, эквивалентную 5 С (то есть прирост холодопроизводительности составит только около 20%). Тогда повышение потребляемой мощности компрессора и тепловой мощности конденсатора снизится со 120% (для ТРВ с обычной заправкой) до 20% (для ТРВ с заправкой MOP).
Заметим, что поскольку в течение всего переходного периода наполнение испарителя жидкостью ограничено, перегрев будет оставаться повышенным до тех пор, пока давление испарения будет превышать точку MOP. Следовательно, для установок, оборудованных ТРВ с заправкой MOP, длительность выхода на номинальный режим будет гораздо больше, чем для установок, имеющих ТРВ с обычной заправкой.
Однако поскольку при этом отпадает необходимость в чрезвычайно сильном переразмеривании конденсатора и двигателя компрессора, себестоимость установки резко снижается. Поэтому большинство низкотемпературных установок с обычным испарителем оборудованы ТРВ с заправкой MOP.
Заметим, что с такой заправкой требуется, чтобы корпус ТРВ всегда был более теплым, чем термобаллон. Действительно, если корпус ТРВ становится холоднее термобаллона, вне зависимости от тогo, почему это произошло, жидкость будет перемещаться в управляющую полость ТРВ. При этом давление в управляющем тракте и управляющей полости будет определяться только температурой хладагента в управляющей полости, какой бы ни была температура термобаллона. То есть, даже если температура термобаллона растет, ТРВ не сможет нормально открываться, и работа установки будет сопровождаться признаками неисправности типа "слишком слабый ТРВ".
Отметим, что при этом начнет падать давление испарения и возрастать перегрев. Снижение температуры испарения будет приводить к еще более интенсивному охлаждению корпуса ТРВ. Одновременно с этим рост перегрева вызовет еще более высокий нагрев термобаллона. Разница между температурой корпуса ТРВ и eгo термобаллона будет расти в нежелательном направлении и, таким образом, возврат к нормальной работе установки станет невозможным.
В случае, когда, столкнувшись с неисправностью типа "слишком слабый ТРВ", вы будете подозревать возможность перетекания жидкости из термобаллона в управляющую полость ТРВ, рекомендуется произвести следующую очень несложную операцию: остановите компрессор, затем оберните верхушку ТРВ тряпкой, смоченной в горячей воде (ВНИМАНИЕ! Никогда не используйте открытое пламя, поскольку это чревато очень тяжелыми последствиями).
Если выше предположение верно, коrда верхушка ТРВ достаточно подогреется, жидкость вновь переместится в термобаллон и ТРВ вновь сможет работать вполне нормально. Конечно, если корпус ТРВ вновь станет холоднее, чем термобаллон, неисправность снова повторится. Поэтому при наличии такой возможности предпочтительнее будет выбрать ТРВ с друrим типом заправки.
сортировать по: |